СУККОТ 2024
«Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда убираешь с твоего тока и с давильни твоей. И веселись в праздник твой ты и твой сын, и твоя дочь, и твой раб ,и твоя рабыня, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих. Семьд ней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всем урожае твоем и во всяком деле рук твоих, и будешь только весел.» (Дварим:13-15)
"Суккот" был первым местом остановки на привал для израильтян, оставивших Египет во время Исхода. Господь повелел им "жить в кущах семь дней, чтобы знали роды их, что Господь вывел их из земли Египетской". Это время большой радости! Радости, потому что Бог верен послать дождь на посевы будущего сезона. Радости, потому что Мессия пришел и даровал нам Духа Святого. «И будет водить тебя Господь всегда, и насыщать в засухе душу твою, и кости твои укрепит, и будешь ты, как сад орошенный и как источник, воды которого не иссякают.»(Йешаяhу Исаия 58:11)«Как изливаю Я воды на жаждущее и ручьи на иссохшее, (так) изолью дух Мой на семя твое и благословение Мое–на потомков твоих.»(Йешаяhу Исаия 44:3)
ПРАЗДНИК СУККОТ В ДРЕВНОСТИ
Суккот начинается15 тишрея и продолжается8дней.Первые семь дней Тора называет "праздником суккот" (буквально—"праздником шалашей").Они названы так потому, что в эти дни евреям заповедано жить в шалашах или, по крайней мере, совершать там трапезу. Это, собственно, Суккот. Примыкающий непосредственно к нему отдельный праздник Шмини Ацэрэт образует восьмой день цикла. Со временем в этот же день стали праздновать и Симхат Тора. Суккот—совершенно особый праздник среди всех еврейских празднеств. Это общенародный "праздник сбора"(хаг hаасиф)—праздник урожая. Урожай на полях и в садах уже в основном собран, и теперь земледельцы могут отдохнуть от трудов до первых дождей. Заповедь радоваться в этот праздник упоминается в Торе трижды:" и веселись в праздник твой", "и будешь радоваться","и будете радоваться пред Господом, Богом вашим". На Суккот евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил Свой народ изобилием, и просят Бога, чтобы Он послал им теперь дождь "во время его",т.е. своевременно—когда это необходимо. Этот праздник насыщен веселием и в наше время: завершающий его день Шмини Ацэрэт и Симхат Тора—это день праздничных молитв, песен и танцев в синагогах вокруг свитка Торы.
У праздника Суккот несколько названий: "праздник сбора"—хаг hаасиф (мы уже говорили, что здесь имеется в виду уборка урожая); "праздник шалашей"—хаг суккот; и совсем коротко, как если бы было очевидно, о чем идет речь,—"праздник" (с определенным артиклем, что по-русски звучит примерно как "этот праздник"-hахаг) или "праздник Господа".
Суккот—это время просьб о дожде для полей. Считается, что в праздник Суккот выносится приговор о воде. Это значит—Всевышний судит мир и решает, открыть или "замкнуть" небеса, т.е. быть году дождливым или скудным дождем и росой.Все обычаи и обряды праздника связаны с водой, с надеждой на дождь. Ведь Эрэц-Исраэль—особая земля. В ней очень мало водных источников, человеческое существование здесь прямо зависит от ниспосылаемых небом дождей. Отсюда это напряженное ожидание, и вот почему молитва о дожде столь важна и существенна.Во времена Храма одной из самых веселых и радостных церемоний Суккот, было "веселье черпания воды"—"симхат бэйтhа-шоэва", отличительная особенность которого—максимальное веселье.
СУККОТ В ТОРЕ.
При перечислениях праздников в Торе Суккот упоминается неоднократно, но каждый раз он обозначен по-разному. По характеру и динамике этих обозначений мы можем увидеть, как развивался этот праздник и насколько он многосторонен.В книге Шмот Суккот упоминается как "праздник сбора":«...и праздник сбора (плодов) на исходе года, когда убираешь(плоды) дел твоих с поля...»(Шмот Исход 23:16)
В книге Дварим уточняется дата праздника, порядокего празднования в Иерусалиме(«...на месте, которое изберет Господь...») и уточняется, что к участию в празднике должны быть привлечены все слои населения: «Семь дней празднуй Богу, Всесильному твоему, на месте, которое изберет Бог, ибо пошлет тебе Бог, Всесильный твой, благословение во всех плодах твоих иьво всяком деле рук твоих, и будешь ты только радоваться.» (Дварим Второзаконие 16:15)«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих.»(Дварим Второзаконие 16:13-14)
В книге Ваикра мы впервые читаем о Шмини Ацэрэт, о "четырех видах растений" и о заповеди находиться в шалаше. Описание праздника связывается с исходом из Египта: «И сказал Господь Моше так: "и говорил Бог, обращаясь к Мошэ, так: "Скажи сынам Израиля так: в пятнадцатый день седьмого месяца этого—праздник Суккот, семь дней Богу.» (Ваикра Левит 23:33-34)«Но в пятнадцатый день седьмого месяца, когда собираете вы плоды земли, празднуйте праздник Бога семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой. И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и радуйтесь пред Богом, Всесильным вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Богу семь дней в году: это—вечное установление для всех поколений ваших; в седьмой месяц празднуйте его. В шалашах живите семь дней; каждый житель страны в Израиле должен жить в шалаше.» (Ваикра Левит 23:39-42)
СУККОТ ВО ВРЕМЕНА ВТОРОГО ХРАМА.
Во времена Второго Храма праздник обретает особенно торжественный облик: по улицам и площадям Иерусалима проходят праздничные шествия, при огромном стечении народа совершаются великолепные праздничные богослужения в Храме. Именно в это время, когда земледельцы свободны от работ, они заполняют город, стремясь принять участие в празднике.
СУККÁ.
Слово "сукка́", давшее название празднику, переводится как "шатер" или "шалаш", или "кущи" (по-русски праздник в старину так и назывался—праздник Кущей). Но, по сути, слово "сукка́" означает "жилище", всякое жилище, крыша которого сделана из "схаха", т.е. из растений. Для "схаха" годятся любые ветки (с листьями, с хвоей, без ничего), дощечки, планки, жерди и т.п. Такая крыша, понятно, не слишком надежно укрывает от непогоды, но именно в этом ее назначение в праздник Суккот: она символизирует наш отказ от иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность нашего существования зависят только от Бога. К сожалению, человек часто вспоминает об этом только в сложные или опасные минуты своей жизни, поэтому ему и необходимо периодически (неделю в году) пожить в не очень надежном жилище. В таком жилище проводят все семь дней праздника: в нем едят, пьют, учатся, беседуют, а если позволяют условия–спят. Всукке́ человек кожей ощущает всю свою зависимость от стихии. В ней легче всего освободиться от обманчивого ощущения, что мой дом–это моя крепость. Сукка́–самое действенное из средств против ощущения непоколебимости ценностей этого мира. На уровне мыслей мы все понимаем, что наша крепость—Господь, но на уровне сердца мы часто воспринимаем свой дом как гарантию некой стабильности и защищенности.
Заповеди пребывать в сукке́ во всех поколениях давались множество разных объяснений и осмыслений. Вот некоторые из них: - Тора объясняет :«Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской. Я—Бог, Всесильный ваш.» (Ваикра Левит 23:43)
Согласно другому объяснению, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. Есть близкие к этому объяснения: Всевышний установил праздник Суккот именно в пору сбора урожая, чтобы человек, собирая "с тока... и с давильни" своих, каждый раз вспоминал, что в пустыне у него не было ни своего дома, ни своего надела, и благодарил Всевышнего за то, что нынче дан ему и надел, и дом, полный всякого добра. Праздник Суккот приходится на пору окончания уборки урожая ("хаг hаасиф—праздник урожая), когда человек приносит в свой дом плоды и радуется им. В Израиле, земля которого в состоянии давать обильный урожай разнообразнейших плодов земли, месяц Тишрей—это время сбора урожая многих из них. Тора особо выделяет семь из них: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Еще одна заповедь заключается в следующем: евреям необходимо принести в шалаш четыре вида растений, а затем, взяв этот необычный «букет» в руки, «осенить» им поочередно каждую из четырех сторон свет.
В качестве составляющих такого букета «счастья» берутся:
Этрог—цитрон, фрукт, который внешне напоминаеткрупный лимон или грейпфрут;
Лулав—ветка финиковой пальмы;
hада́са—ветка мирта, имеющая приятный запах; Арава́—ветка плакучей ивы, которая, как известно, растет около воды.
СУККÁ БОЖЬЕГО ШАЛОМА.
Сукка́ служит к примирению людей стремящихся в ней пожить, поскольку мы оставляем за пределами сукки́ свое понимание жизни и входим в нее на основании завета Мессии. Йешуа примирил нас со Всевышним, поэтому мы можем наслаждаться присутствием Духа Божьего и общением с нашим Творцом, не беспокоясь за свое будущее. Суккот—это тот желанный миг, когда человек сидит под своей виноградной лозой и под своей смоковницей в покое, не зная тревог и страха.
УШПИЗИН.
Ушпизин—арамейское слово латинского происхождения, означающее "гость". В праздник Суккот мы рады всем гостям, неважно богатый это человек или бедный. Гость может прийти неожиданно, и, заповедь Суккота—принять с радостью посланного Богом гостя.
Брит Хадаша (Новый завет) неоднократно учит нас проявлять гостеприимство с радостью. «Оказывайте друг другу гостеприимство без ропота.»(1 Кефы 1 Петра 4:9)«Пусть братолюбие неизменно присутствует среди вас; но и к посторонним не забывайте проявлять радушие; поскольку, поступая подобным образом, некоторые, не зная о том, оказали гостеприимство ангелам.»(Евреям 13:1-2) В некоторых общинах принято приглашать в гости в сукку́ людей неимущих. Их принимают с большим почетом, как говорил об этом Мессия: «Лучше, когда устраиваешь обед, приглашай нищих, увечных, калек, слепых! Благословен ты, потому что они ничего не смогут дать тебе взамен! Ибо тебе возместят всё в воскресении праведников".»(Луки 14:13-14)
Примеры наших праотцов. Что рассказывает Тора об Аврааме? Всевышний сказал ему: «Ступай из своей страны, своей родины, из дома отца твоего, в землю, которую Я дам тебе» (Берешит Бытие 12:1),—он так и поступил. Так и сыны Израиля—покидают свои жилища и отправляются в шалаши, послушные воле Бога. Что сказано об Ицхаке? «И был голод в стране... и пошел Ицхак к Авимелеху, царю плиштим (филистимлян), в Герар...и поселился Ицхак в Гераре.»(БерешитБытие 26:1, 6). Так гонимые сыны Израиля скитаются по чужим странам, но не ропщут на Всевышнего; а когда им удается обрести покой в своих домах, они, повинуясь заповеди, покидают их и перебираются всукку.́ О Яакове говорится: «Встань и иди в Падан Арам»(Берешит Бытие 28:2). Удостоившись первородства и отцовского благословения, Яаков не стал наслаждаться приобретенными им сокровищами, а отправился к Лавану и двадцать лет служил у него как простой раб. Такова была воля Бога, и Яаков не жаловался на несправедливость. Так и Израиль—сыновья его, собрав урожай, радуются не земному благословению, а заповедям, которые дал им Всевышний. О Йосэфе сказано: «Сковали его ноги цепями, душу его заключили в железо.» (Теhилим105:18 Псалом 104:18).Но он и на чужбине сохранил свою веру. Так и Израиль—сыновья его хранят верность своему Отцу и собираются под сенью Его сукки́. Что говорится о Мошэ и Аароне? «Ты вручил, как стадо, народ Свой Мошэ и Аарону... и двинулся народ Его, подобно овцам, и повел Он их, как стадо, пустыней.»(Теhилим77:21и 78:52 Псалом 76:21 и 77:52). Так, и в среде сынов Израиля всегда был верный остаток, который следовал по пути Мошэи Аарона, сохраняя верность завету и передавая своим детям Божьи заповеди. О Давиде сказано: «Псалом Давида, когда он находился в Иудейской пустыне. Бог, Бог мой Ты, Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной, усталой, безводной.»(Теhилим63:2 Псалом 62:2).Даже в пустыне страдал Давид не от отсутствия хлеба и воды, а от тоски по Всевышнему. Так и сыны Израиля—они ищут лишь Его близости, ничто не радует их так, как возможность оставить все блага мира и вернуться под сень Господа.
КОhЭЛЕТ (ЕККЛЕСИАСТ).
Несмотря на то, что праздник Суккот—"время радости нашей" и что о нем сказано в Торе—"и будешь радоваться", во время праздника читают книгу Екклесиаст, написанную еврейским царем Шломо (Соломоном).На иврите книга называется Коhэлет.Читают ее в субботу, в полу праздничный день Суккот, так называемый хольhа-моэд. Пятькниг из Танаха, пять "свитков", читают в синагогах во время праздников:
КНИГУ ЭСТЕР—В ПУРИМ;
ПЕСНИ ПЕСНЕЙ—В ПЕСАХ;
КНИГУ РУТ—В ШАВУОТ;
ЭЙХА (ПЛАЧИЕРЕМИИ)—ДЕВЯТОГО АВА;
КОhЭЛЕТ—В СУККОТ.
Автор Екклесиаста—мудрый и великий царь, познавший все радости и воочию видевший успехи всех своих начинаний, подводя к концу жизни итог своим размышлениям о ней, говорит: «Все суета и погоня за ветром...» Почему эту книгу читают именно в Суккот? Земледелец, усердно трудившийся в поле всю весну и лето и собравший к осени урожай, подобен человеку, пришедшему к завершению своего жизненного пути, к дням старости и седины. Как на исходе лета короче становится, день, солнце теряет силу, и деревья, стоящие уже без плодов, начинают ронять листву, так тело человека на исходе жизни начинает увядать, теряет силы и стареет. Так что есть в поре праздника Суккот некоторое соответствие словам Екклесиаста: все суета сует...
ВЕСЕЛЬЕ ЧЕРПАНИЯ ВОДЫ (СИМХАТ БЭЙТhА-ШОЭВА) Празднество черпания воды, происходившее всю ночь до утра в одну из ночей хольhа-моэд (дни между первым и седьмым днем праздника Суккот), связано с совершавшимся в Храме в Суккот возлиянием воды на жертвенник. В Мишне, где этот обряд подробно описан, сказано: "Тот, кто не видел веселья черпания воды, не видел в своей жизни истинного веселья". В течении всех семи дней специальный коhэн носил воду в золотом кувшине из купальни Шилоах (Силоам) и передавал её Коhэну hа-Гадолю, который выливал её в чашу у подножия жертвенника. Это символизировало молитву о дожде, с которой начинался следующий день, ШминиАцэрэт; это также указывало на излияние Руах hа-Кодэш на народ Израиля. Раввины связывали этот обычай с книгой Йешаяhу (Исайи) 12:3 «В радости будете черпать воду из источников спасения». (Современные марокканские евреи в Суккот обливают друг друга водой, что, возможно, делалось и раньше во время этого праздника.) В седьмой день вода лилась под звуки золотых труб, в которые трубили коhаним. Левиим(левиты) пели священные песни, а простые люди размахивали лулавом(молодая ветвь финиковой пальмы) и пели hалель (Псалмы 112-117), в том числе следующие слова: «Адонай, пожалуйста, спаси нас! [др.-евр. hошиана или hошана] Адонай, пожалуйста, благоприятствуй нам! Благословен, приходящий во имя Адоная! Мы благословили вас из дома Адоная. Бог-Адонай, и Он дал нам свет.» (Теhилим118: 25-27 Псалом117:25-27) Почтенные знатоки Торы и простой люд, жители Иерусалима и евреи, пришедшие в Иерусалим на праздник, пели и плясали перед всем народом ночь напролет. Не было площади в Иерусалиме, не светившейся в эту ночь огнями бэйт hа-шоэва. И сейчас праздничные ночи праздника Суккот принято наполнять весельем, песнями и напоминанием о симхат бэйт hа-шоэва.
ЙЕШУА И СУККОТ.
Чтобы отметить праздник Суккот, Йешуа рисковал Своей жизнью. Эта история описывается в Брит Хадаша, в книге от Йоханана (Иоанна) в7 главе.
«После этого Йешуа путешествовал по Галилю, намеренно избегая Йеhуды, потому что иудеяне замышляли убить его. Но приближался праздник Суккот в Йеhуде.» (Йоханана Иоанна 7:1-2) «И лишь когда половина праздника уже прошла, Йешуа поднялся во двор Храма и стал учить людей.» (Йоханана Иоанна 7:14) Процесс черпания вод пророчески иллюстрировал день искупления Мессии, когда вода Духа Святого будет изливаться на Израиль. Так мы можем более полно оценить событие, записанное в праздновании Суккота в Брит Хадаша (Новом Завете).«И вот, в последний день праздника, hошана Раба, Йешуа встал и провозгласил: "Всякий жаждущий пусть приходит ко Мне и пьёт! У всякого, кто поверит в Меня, как говорит Танах, реки живой воды потекут из глубины его естества!" Это сказал Оно Духе, которого позже должны были принять поверившие в Него—Дух ещё не был дан, потому что Йешуа ещё не был прославлен.» (Йоханана Иоанна 7:37-39) Это были действительно радикальные утверждения, и они взбудоражили народ в Храме: «Слушая Его слова, некоторые люди говорили: "Нет сомнений, что этот человек-'пророк'"; другие говорили: "Это Мессия". Но остальные говорили: "Как может Мессия прийти из Галиля? Не говорит ли Танах, что Мессия от семени Давида и родом из Бэйт-Лехема, селения, в котором жил Давид?" И разошлись из-за Него во мнениях.» (Йоханана Иоанна7:40-41)
Истинное исполнение праздника Суккот произошло в Мессии и через Него. Он стал для нас Киппуром и Суккотом. Под Его покровом мы действительно безопасны и никто не может нас отнять из руки Его. Он хранит наш земной шалаш для вечной обители. Как Он и сказал: «В доме Моего Отца есть много обителей. Если бы не было, Я бы сказал вам, потому что иду туда, чтобы приготовить вам место. А поскольку Я иду приготовить вам место, Я вернусь, чтобы забрать вас с Собой, чтобы вы тоже могли быть там, где буду Я.» (Йоханана Иоанна14:2-3)
ЧТОБЫ ОТПРАЗДНОВАТЬ:Постройте небольшой шалаш для себя и своей семьи, чтобы там есть (и, возможно, спать) в последующие 7 дней. Внутрь поставьте стол с фруктами, хлебом и едой.На праздничный обед мы зажигаем свечи и произносим соответствующие благословения–стандартное над свечами, кидуш над бокалом вина и особое по поводу пребывания всукке́:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ МЭЛЕХ hАОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭ-МИЦВОТАВ, ВЭ-ЦИВАНУ ЛЭhАДЛИК НЭР ШЭЛЬ ЙОМ ТОВ.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ,ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙНАМ ЗАЖИГАТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ СВЕЧИ.
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ МЭЛЕХ hАОЛАМ, БОРЭЙПРИ hАГАФЭН.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ,СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ.
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ МЭЛЕХ hАОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭ-МИЦВОТАВ ВЭ-ЦИВАНУ ЛЕЙЕШЭВ БЭ-СУККА.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ЗАПОВЕДАВШИЙ НАМ ЖИТЬ В СУККЕ́.Дети могут украсить шалаш и написать на нем: "СВЯТОЕ ДЛЯ ГОСПОДА". Каждый вечер вместе поклоняйтесь Господу в шалаше. Читайте Слово Божие и наслаждайтесь едой все вместе. Радуйтесь и веселитесь в Господе! Он ваша жизнь и спасение! На праздничную трапезу обязательно нужно позвать гостей. Сукка́ дает нам возможность ощутить себя одновременно и гостями, и хозяевами: я в гостяху Всевышнего принимаю своих гостей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий